Монетизация, это то, как вы собираетесь зарабатывать с помощью продукта, над которым работаете. Откуда деньги будем брать, сэр? А я вам расскажу откуда.

Помню это чувство: пришла фантастическая идея, ну просто “шик”. Мысли свертываются в клубки, формируют сложную цепь, к которой за хвост привязан успех, и вот, ты уже за рулем новенького BMW мчишься где-то в пригороде к своему замку. Но…

Немного разобравшись в вопросе, а еще лучше, почитав несколько статей, понимаешь, что одной идеи недостаточно. Нужно понять, как именно мы будем зарабатывать? То есть, каким образом поток сокровенных монет будет наполнять нашу “картинку мечты”. Добро пожаловать, у нас в гостях монетизация!

Монетизация: что же это

Монетизация – это способ получения и увеличения денежных средств за счет использования различных финансовых моделей. Вон как завернул, начитавшись википедии. Чтобы проще было запомнить, предлагаю посмотреть на рисунок ниже.

Монетизация что это

Запомните эту картинку с поросятами. Она всегда поможет вам вспомнить о двух основных вопросах, которые закрывает монетизация:

  • как заработать
  • как увеличить заработок

Кстати, большинство стартапов закрываются в первый же год, так как не считают экономику продукта.

| Про то, как устроен ecommerce и экономика продукта, выходил материал в блоге. Там все доступно расписано.

Модели монетизации: виды

В зависимости от того, какую пользу приносит ваш продукт и в чем основная идея, выбирается модель монетизации. Давайте посмотрим, какие виды вообще бывают. 

Разберем каждую модель и приведем примеры.

Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал. Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…

B2P (buy to play)

  • Продажа осуществляется один раз.
  • Life time value равен стоимости покупки.

Пример: игры. Вы покупаете игру один раз и больше не вспоминаете о магазине.

Steem пример b2p

Магазин игр Steam (картинка выше) или Sony Playstation, отличный пример b2p монетизации. Выбираем игру, покупаем ее и играем пока не надоест.

Не стоит привязываться только к играм, модель “купи один раз” весьма популярна. Это могут быть сайты недвижимости, авто и прочих товаров.

Subscription (подписка)

  • Платим вперед за доступ к функционалу, контенту, услугам.
  • Life time value равен среднему времени подписки, умноженному на стоимость подписки.
  • Нужно постоянно поддерживать интерес пользователя.

Известный пример модели подписки, это Amediateka. Вы платите за период времени, в течении которого можете смотреть “Игру престолов” в хорошем качестве и первыми после официального выхода в прокат.

Монетизация подписка

Сейчас модель подписки распространена повсеместно. Вы можете купить подписку на какое-нибудь программное обеспечение, бритвенные станки, которые вам будут привозить каждый месяц и многое другое.

На мой взгляд, монетизация сайта или приложения через подписку, очень интересный вариант. Попробую разложить почему.

Монетизация подписка смысл

Пример выше: за месяц вы съедаете 5 яблок, отдаете за них 100 рублей. Цена одного: 20 рублей. Вам предлагают взять 7 яблок за 119 рублей (цена за одно: 17 рублей). Предложение выгодное не правда ли? Почему бы не взять больше за меньшую сумму?

Но постойте, вам ведь достаточно было именно 5 яблок. А теперь представьте, что в магазине, где вы покупали яблоки, продают только по 7 штук на месяц. Такой вот пакет яблок по выгодной цене.

Монетизация подписка subscribe

Если хотите купить меньше 7, к примеру, 5, то платите за штуку 22 рубля. Понимаете? Таким образом вас подталкивают покупать немного больше, чем нужно на самом деле. У вас появляется уверенность, что сделали правильный выбор, а у продавца дополнительный прирост среднего чека.

Попробуйте представить, как модель подписки может быть реализована в вашем деле. Даю 80% на то, что она применима и ее можно запустить. Может быть это будет “прорыв” в вашей отрасли? Просто пофантазируйте.

Freemium (условно бесплатно) и F2P (free to play)

  • Основной продукт бесплатный, но есть платные дополнения.
  • Необходима большая аудитория, так как только малая ее часть будет платить.
  • Обязательная работа с удержанием пользователей.
  • Платный продукт должен обладать дополнительной ценностью.

Я объединил обе эти модели в один раздел, так как сильной разницы между ними не нашел. За исключением того, что в игровых проектах есть внутренняя валюта, за которую ты можешь покупать различные дополнительные штуки (оружие, опыт, наклейки и т.д.). То есть, появляется внутренняя экономическая модель. Игровую валюту можно покупать за реальные деньги.

Онлайн игры, в которые вы играете бесплатно до определенного момента. Чтобы пройти дальше, необходимо купить дополнительные кристалы, броню, опыт и т.д.

Монетизация freemium модель

Игра World of Tanks (Мир танков) яркий пример. Когда я играл пару лет назад, то дошел до определенного момента, после которого уже не мог развиваться. Купил премиум аккаунт на месяц и получил дополнительную ценность (больше опыта, монет и прочего).

Помимо игр примеров: масса сервисы по хранению данных (Google Docs, Яндекс.Диск), облачные программы, технологии и прочее. Принцип: попробуй немного, а если хочешь больше, то плати.

Рекламная модель

  • Легко встраивается.
  • Результат хорошо прогнозируется.
  • Зависимость от сезонности рекламного рынка.
  • Рекламная нагрузка на пользователя.

Монетизация сайта здесь проста до невозможности, обвешиваем сайт или приложение блоками/баннерами, показываем рекламу  пользователю, получаем доход.

Рекламная модель монетизации

Пример выше, это контекстная реклама в поисковике Яндекса. Вы видите рекламу, нажимаете на объявления, а поисковик получает деньги. Рекламных форматов на самом деле очень много, можно получать деньги с показов, кликов, просмотров и прочего.

Новостные сайты, например, зарабатывают как раз с показов баннеров. Рекламодатель платит за 1000 показов (модель CPM) и вы видите тонну рекламы пластиковых окон или еще чего-нибудь.

Транзакционная модель

  • Наш продукт, это промежуточное звено.
  • Зарабатываем с транзакций и переводов.

Любые денежные переводы через банки, биржи, аукционы можно отнести к транзакционной модели монетизации.

Монетизация транзакционная модель

Под общую популярность криптовалюты попал и я. Решил опыт провести, прогнал n-ную сумму рублей через биржу. Заплатил кучу комиссии за ввод/вывод и в полной мере прочувствовал транзакционную модель на себе.

Сюда же можно отнести и агрегаторы, которые берут свою комиссию с реальной покупки/продажи товаров. Все это транзакционная модель монетизации.

Смешанная модель

  • Комбинация разных моделей.
  • Ограничением служит ваша фантазия.

Как вы могли догадаться из названия этого вида монетизации, она происходит от комбинирования разных моделей друг с другом.

Смешанная модель монетизации

Например, на avito вы можете за дополнительные деньги поднимать свои объявления наверх, хотя сервис изначально бесплатный (freemium модель). Плюс, на сайт встроены блоки и баннеры, которые активно показывают нам рекламу.

Сегодня практически все проекты с большой аудиторией (более 1 млн. пользователей в месяц) используют смешанную модель. Она позволяет кратно увеличивать доход с одного пользователя. Продадим ему что-нибудь, да еще и рекламы покажем мешок.

Таким образом

Вы можете выбрать одну или несколько моделей для своего продукта и просчитать экономику. Вообще есть более сложные схемы монетизации, но основа изложена выше. Используйте знания, собранные в этом материале. Создавайте собственные модели и улучшайте финансовое состояние своего продукта.

Алексей А.


Читайте также:

Кстати, я уже давно веду авторские семинары по управлению IT продуктами, если интересно, посмотреть их можно тут.